Уже по самой своей структуре дерево являло собой первичные представления об устройстве мироздания: корни — подземный мир, ствол — земной, крона — небо. Сколько героев фольклора попадало на небо, подымаясь туда по ветвям! Именно поэтому самый распространенный символ — Древо жизни, — органично вошел в изобразительную культуру и представляет собой основу традиционных орнаментов большинства народов. С помощью Древа Жизни человечество поднимается к духовному просветлению, спасению.

Считается, что средневековые изображения Христа, распятого на дереве, а не на кресте, имеют отношение именно к этому, более древнему, чем христианский,символизму, как например это изображено на фреске Таддео Гадди«Древо жизни» (около 1360 г.) Флоренция, церковь Санта Кроче,капелла Барончелли.

П Постоянство ботанической памяти

Изобразительный язык христианства вобрал и трансформировал языческую символику. Поскольку основная масса верующих была в лучшем случае малограмотной, то, для того, чтобы донести смысл Святого писания, нужны были четкие толкования каждой детали, изображенной на иконе. В результате сложился своеобразный ботанический атлас. Например, акация символизирует чистоту Непорочной; миндаль — божественное приближение; кедр — Христа; каштан — целомудрие; вязь — благородство и преданность; ель — терпение; лимон — верность в любви; оливковое дерево — мир; цветок апельсина — чистоту, целомудрие и щедрость; тростник — смирение и символ страстей Христовых; верба — Святое писание.

Пальмовая ветвь часто сопровождает изображения аллегорий Победы и Славы чествующих победителей, и, конечно, означает победу. В христианстве же, пальма считается символом спасения и райской жизни, и, как правило, присутствует в сцене Входа в Иерусалим. Так, на картине «Крещение Христа», написанной юным Леонардо да Винчи совместно со своим учителем Андреа дель Веррокио, на заднем плане изображена пальма, как символ спасения.

Олива изображалась, как символ надежды на мир, счастливую семейную жизнь и размеренный труд — особенно художниками, творящими в эпоху постоянных войн и эпидемий. К тому же, согласно библейскому преданию именно ветку оливу принес голубь после потопа как знак возрождения. В работе представителя сиенской школы Нероччо ди Ланди «Благовещение» (ок. 1475 г.),

Фиговое дерево или смоковница, по принятой традиции означает вожделение или плодовитость. История гласит, о том, что Ромула и Рема, легендарных основателей Рима, волчица вскармливала в тени именно этого дерева, и оно считается символом процветания Римского государства.
А в христианском иконографии это благородное дерево означает ересь: как известно, Христос наложил проклятие на смоковницу, на которой не нашел плодов,после чего она засохла. Уже в классическом искусстве листьями смоковницы в соответствии с легендой прикрывались Адам и Ева.
Значение символики листьев и ветвей лавра пережило тысячелетия и сохранилось неизменным и однозначным по сей день: честь и слава.

Мирт — священное дерево богини Венеры, — обрело популярность в эпоху Возрождения с расцветом светской живописи. Атрибут богини любви можно увидеть на картине Тициана Веччелио (1488−1576) «Любовь земная и Любовь небесная» (1515). Например, заказывая Пьетро Перуджино (1452−1523) картину, Изабелла дЭсте(1474−1539), супруга маркграфа Мантуи, покровительница искусств подробно описала в письме, что должно было изображено на картина «Битва Любви и Целомудрия»(Лувр, 1503−1505): «Позади Венеры пусть будет мирт, как дерево более всего ей любезное».

Сосна считается символом смерти: будучи однажды срублена, она никогда больше не пускает ростков. К тому же любое растущее рядом растение быстро погибает.

Дуб почитали все народы во все времена за его силу и прочность. От друидов,которые прославили дубы в священных дубравах, до древних греков и римлян. Христианство придало дубу особое значение — он стал символом Христа. Также дуб может символизировать стойкость веры во время испытаний.

Библейский памятник запечатлел и русский академист Карл Брюллов («Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврикийского», 1821 г.), «У Богородицкого дуба» 1835 г.). Кстати, Мамврикийский дуб стоит и поныне в городе Хевроне, Палестинской автономии только уже засохший, а в церквях до сих пор продают сувениры,изготовленные, якобы из священной древесины.

С Смерть и возрождение

Особое место в символике европейских художников занимает изображение сухого дерева.

Так, в картине Андреа Мантенья(1431−1506) «Моление о чаше» сухое дерево со стервятником однозначно указывает на трагический исход,а зазеленевшая ветка указывает на скорое воскрешение.

Три пня указывают на готовящееся распятие. За учениками — молодое деревце — символ новой жизни. Эта традиция была органично воспринята Каспаром Давидом Фридрихом (1774−1840) в начале XIX века. Поклонник древних лесов, Каспар Фридрих с увлечением начал изображать старые деревья («Дуб зимой», «Старый дуб с гнездом аиста»).

Засохшие, со сломанными ветвями, — в творчестве художника они воплощали конечность человеческой жизни и в соответствии с христианской традицией часто соседствуют с молодой зеленью. Крест на полотнах немецкого романтика всегда окружен вечнозелеными растениями («Крест в горах», «Зимний пейзаж»).

Д Душа живая

В XIX веке художники начали вносить драматизм и эмоциональный подтекст в пейзаж, выражать свои сокровенные чувства. У того же Фридриха Каспара переплетенные ветви деревьев обозначают сближение человеческих душ. К примеру, в «Белых скалах на Рюгене» (1818−1819) склонившиеся друг к другу деревья символизируют счастливый союз художника с его женой.

Фантастично выглядит дерево на полотне Максима Воробьева (1787−1855) «Дуб, разбитый молнией». Сила рока ударила по темному фону картины и разбила на части мощный дуб. Так художник выразил боль от утраты жены.

Также широко известна картина Ивана Шишкина — «Среди долины ровныя» (1882 г.), написанная им через год после внезапной смерти любимой жены. Он сильно переживал потерю и, гуляя долиной, увидел дуб, в котором узнал себя: одинокого,но не сломленного бурями и невзгодами. Его же полотно «Срубленный дуб в Беловежской пуще» (1892) вызывает иное чувство: такое впечатление, что убили живое существо…

Н Наивная Фрида

По-своему трактует образ своей связи с окружающим миром мексиканская художница Фрида Кало (1907−1954). Ее стиль иногда характеризуют как наивное искусство. Она изображала себя обвитую корнями, как часть природы, которая должна была ее поглотить. Продолжательница народной традиции она по-новому видит буквальную связь растений и человека. Например, портрет ученого-ботаника Лютера Бербанка (1931) и работа «Корни» (1943 г.) прочитываются просто-таки прямолинейно.

Сад Поднебесной

Немного иной эстетический культ дерева существует в китайской живописи. В искусстве Поднебесной самое популярное растение — ива, как символ скромной красоты и утончённости, знак весны в природе, атрибут богини материнства Гуаньинь.

Сосна — также любимый объект китайских художников, поскольку олицетворяет и конфуцианскую сдержанность и стойкость, и даосский идеал «пользы бесполезного»(древесина изогнута, сучковата и непригодна для поделок).

Источник: Елена Настюк



Забронировать билет