Название «прерафаэлиты» должно было обозначать духовное родство с флорентийскими художниками эпохи раннего Возрождения, то есть художниками «до Рафаэля» и Микеланджело: Перуджино, Фра Анжелико, Джованни Беллини. Самыми видными членами прерафаэлитского движения были поэт и живописец Данте Габриэль Россетти, живописцы Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле, Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Артур Хьюз, Уолтер Крейн, Джон Уильям Уотерхаус.

«Офелия», Д. Э. Милле, одна из самых известных картин прерафаэлитов. 1852 год

ББратство прерафаэлитов

Первым этапом развития прерафаэлитизма было возникновение так называемого «Братства прерафаэлитов», состоявшего первоначально из семи «братьев»: Джона Эверетта МиллеХолмана ХантаДанте Габриэля Россетти, его младшего брата Майкла РоссеттиТомаса ВулнераФредерика Стивенса и Джеймса Коллинсона.

История Братства начинается в 1848 году, когда на выставке Королевской академии художеств познакомились студенты Академии — Холман Хант и Данте Габриэль Россетти, ранее видевший работы Ханта и восхищавшийся ими. Хант помогает Россетти закончить картину «Юность Девы Марии» (англ. Girlhood of Mary Virgin, 1848—49), которая была выставлена в 1849 году, и он же знакомит Россетти с Джоном Эвереттом Милле, юным гением, поступившим в Академию в возрасте 11-и лет. Они не просто стали друзьями, но обнаружили, что разделяют взгляды друг друга на современное искусство: в частности, они считали, что современная английская живопись зашла в тупик и умирает, и наилучшим способом возродить её будет возвращение к искренности и простоте раннего итальянского искусства (то есть искусства до Рафаэля, которого прерафаэлиты считали основателем академизма).

Так зарождается идея создания секретного общества, названного Братством прерафаэлитов — общества, находящегося в оппозиции по отношению к официальным художественным течениям. В группу с самого начала были приглашены также Джеймс Коллинсон (студент Академии и жених Кристины Россетти), скульптор и поэт Томас Вулнер, молодой девятнадцатилетний художник и впоследствии критик Фредерик Стивенс и младший брат Россетти Уильям Россетти, который по стопам старшего брата поступил в художественную школу, но особенного призвания к искусству не проявлял и, в конце концов, стал известным художественным критиком и писателем. Мэдокс Браун был близок немецким назарейцам, поэтому он, разделяя идеи Братства, отказался присоединиться к группе.

«Юность Девы Марии», Д. Г. Россетти (1848—1849 годы)

На картине Россетти «Юность Девы Марии» впервые появляются три условные буквы P. R. B. (англ. Pre-Raphaelite Brotherhood), этими же инициалами были отмечены «Изабелла» Миллеса и «Риенци» (англ. Rienzi)[4] Ханта. Члены Братства также создали свой собственный журнал, под названием «Росток», хотя он просуществовал лишь с января по апрель 1850 года. Его редактором стал Уильям Майкл Россетти (брат Данте Габриэля Россетти).

Прерафаэлиты создали в изобразительном искусстве новый тип женской красоты — отрешённый, спокойный, таинственный, который позже разовьют художники стиля модерн. Женщина на полотнах прерафаэлитов — средневековый образ идеальной красоты и женственности, ей восхищаются и поклоняются. Особенно это заметно у Россетти, которого восхищали красота и загадочность, а также у Артура Хьюза, Милле, Бёрн-Джонса. Мистическая, губительная красота, la femme fatale позже нашла выражение у Уильяма Уотерхауса. В этом плане знаковой можно назвать картину «Леди из Шалот» (1888). Она основана на поэме Альфреда Теннисона. Многие живописцы (Холман Хант, Россетти) иллюстрировали произведения Теннисона, в частности, «Леди Шалотт». История повествует о девушке, которая должна оставаться в башне, находясь в изоляции от окружающего мира, и в тот самый момент, когда решается на побег, она подписывает себе смертный приговор.

«Леди из Шалот» (1888)

Образ трагической любви был притягателен для прерафаэлитов и их последователей: в конце XIX—начале XX века на тему «Леди Шалотт» было создано более пятидесяти картин, а название поэмы превратилось во фразеологизм. Прерафаэлитов привлекали, в частности, такие темы, как душевная чистота и трагическая любовь, безответная любовь, недостижимая девушка, женщина, погибающая ради любви, отмеченная позором или проклятьем, а также мёртвая женщина необыкновенной красоты.

Одна из главных тем в творчестве прерафаэлитов — соблазнённая женщина, разрушенная безответной любовью, преданная возлюбленным, жертва трагической любви. В большинстве картин явно или неявно присутствует мужчина, ответственный за падение женщины. Как пример можно привести «Проснувшуюся стыдливость» Ханта или картину Милле «Мариана».

ММатериал по теме прерафаэлитизма

ММайорова Н., Скоков В.
«Викторианская живопись и прерафаэлиты»

Темы и предпочтения викторианской живописи определились в первые десятилетия XIX века, когда в европейской культуре господствовал романтизм. В Англии это направление проявилось особенно ярко. Неведомые земли, разгул стихий, непонятые герои, охваченные страстями, - все это характерно для литературы и живописи Англии того времени. Жестокие реалии повседневной жизни, рожденные социальной несправедливостью, не были для английских живописцев XIX века — в отличие от художников Франции или России — предметом вдохновения. Но эти реалии заставляли их творить красоту — красоту, которая изменит мир, и в нем не останется несправедливости и грязи.

Читать: https://vk.cc/7FR1vY

Джон Милле. «Подружка невесты». 1851

ШШестаков В. П.
«Тайное очарование прерафаэлитов»

Книга, посвященная творчеству популярного у зрителей объединения английских художников («Братство прерафаэлитов»), раскрывает своеобразие их революционного для своего времени творчества, их влияние на европейское и американское искусство. Текст выходит за рамки популярного искусствоведения; творчество художников объединения рассматривается в связи с развитием дизайна и прикладного искусства, эстетических и социальных идей, литературы. Несмотря на сложность затрагиваемых проблем, текст написан ясным, живым, доступным для широкого читателя языком.

Первая серьезная и хорошо иллюстрированная публикация в России о существенном явлении художественной жизни Англии второй половины XIX века, оказавшем значительное влияние на искусство последующего времени.

Читать: https://vk.cc/7FR49R

Данте Габриэль Россетти «Леди Лилит» (1866–68, 1872–73)

ЛЛоранс де Кар 
«Прерафаэлиты. Модернизм по-английски»

Прерафаэлитов, знаменитых английских художников середины XIX века, называли «глашатаями модернизма». Их картины приковывали взор яркими красками и необычными сюжетами, но путь к признанию этих мятежных художников был тернист и долог. Творчество прерафаэлитов оказало поистине революционное влияние на дальнейшее развитие живописи, которая, казалось, благодаря им наконец-то пробудилась ото сна и обрела второе дыхание. Жизнь и творчество этих удивительных, всесторонне одаренных людей - одна из увлекательных страниц истории всей мировой культуры.

Читать: https://vk.cc/7FR8dT

Эдвард Бёрн-Джонс «Зачарованный Мерлин». 1877

ССветлов И. Е.
«Прерафаэлиты»

Замечательный альбом, посвященный творчеству английских художников XIX века, избравших своим идеалом «наивное искусство» средних веков и раннего Возрождения («до Рафаэля») и объявленных позднее «глашатаями модернизма». Прекрасная подборка иллюстраций, достаточно полно освещающих, возможно, самую красивую английскую живопись второй половины XIX века. Около 70 цветных репродукций высочайшего качества — знаменитые и малоизвестные шедевры Бёрн Джонса, Миллеса, Ханта, Россетти, Морриса.

Читать: https://vk.cc/7FRaNw

Фредерик Лейтон «Пылающий июнь» 1895

Подборка работ Данте Габриэль Россетти, живописцы Уильям Холман Хант, Джон Эверетт Милле, Мэдокс Браун, Эдвард Бёрн-Джонс, Уильям Моррис, Артур Хьюз, Уолтер Крейн, Джон Уильям Уотерхаус.

Смотреть: https://vk.cc/7FRelC

««Прерафаэлиты: викторианские революционеры» (2009)

Представители Братства Прерафаэлитов, в 1848 году выдвинувшиеся на первый план в изобразительном искусстве, шокировали современников новым типом радикального искусства. Документальный сериал рассказывает об образовании движения и его достижениях, о раннем творчестве прерафаэлитов и враждебной критике, с которой пришлось столкнуться художникам.

Смотреть: https://vk.cc/7FRgT6

««Отчаянные романтики» (2009)

Три вольных художника и поэта Джон Милле, Уильям Хант и Данте Россетти образовали в середине XIX века в Лондоне "Братство прерафаэлитов" - одно из самых интересных и самобытных культурных явлений конца Викторианской Англии. Пылкие натуры и неистовые бунтари, молодые люди пытались нащупать свой подход в искусстве, не желая мириться с вековыми канонами. Почти все свободное время друзья проводят на шумных застольях в кабаках, либо посещают картинные галереи, пытаясь заручиться поддержкой влиятельных персон. Но они и представить себе не могли, какое влияние окажут на их судьбы две случайно встреченные девушки Лиззи Сиддэл и Энни Миллер.

Смотреть: https://vk.cc/7FRlZa



Забронировать билет