Зародившись ещё в каменном веке, оно многим обязано труду. Искусство представляет собой один из способов познания окружающего мира, как с естественной, так и с религиозной точек зрения. Люди начали заниматься им даже раньше, чем у них сложилось понятие о нем.

Первое искусство приходится на эпоху среднего палеолита (300-30 тысяч лет назад) и достигает расцвета только лишь спустя 250 тысяч лет, а именно – в верхнем палеолите.

Бытует мнение, что доисторическое искусство возникло из-за врожденной человеческой склонности к игре, к украшению, к подражанию. Это «Теория игры».

Но из-за различных обрядов, проводимых ранее людьми, искусству позже приписывают возникновение в результате «Магической теории».

Человека в древнем творчестве изображали крайне неумело, ведь раннее искусство было направлено прежде всего на познание окружающего мира.

Люди старались изображать животных как можно точнее, потому что верили, что от качества изображения и проведённого позднее обряда будет зависеть исход охоты.

Несколько позже “художников” стал интересовать не только облик зверя, но и его жизнь.

Рисуя фигуру животного, человек в каком-то смысле овладевал им, ведь он познавал его, а познание – ключ к господству над природой.

Но поначалу изображения на стенах были расположены беспорядочно, без попытки передать плановость, окружение, фон.

Изображение на потолке Альтамирской пещеры в Испании

Все было совсем иначе с рисунками, которые помещали в естественное обрамление – их вписывались довольно искусно. Так зарождались элементы будущего прикладного искусства.

Ситуация меняется в эпоху верхнего палеолита, когда начинают встречаться многофигурные, осмысленно расставленные внутри, композиции.

Резьба по кости орла

Здесь фигуры пространственно объединены и выделен передний план.

Вместе с тем эпоха палеолита начинает познавать орнамент – различные спирали, зубчики и волнистые линии все чаще появляются на орудиях труда.

Но свой верх орнамент берет в неолитическую эпоху, наряду с развитием гончарного производства. Глиняные сосуды того времени были украшены различными узорами, начиная с концентрических кругов и заканчивая шахматными клетками.

В искусстве неолита, а затем и бронзового века, наблюдается совершенствование орнамента и схематизация людей в рисунке путём перенесения орнаментальных приёмов на изображение человека и животного.

Если раньше человек рисовался неточно из-за банального неумения, то теперь он рисуется таким намеренно.

В связи со скорым более сильным разделением труда, в общине было обусловлено расщепление первоначального взгляда на мир, а именно – первобытная магия, становящаяся усложнённой системой мифологического представления. Это подразумевало собой наличие «второго мира» – таинственного и загадочного.

Кругозор человека расширялся, появлялось все больше вопросов. Люди все сильнее пытались понять окружающий их мир.

Из-за этого в культах начинают выделяться жрецы, колдуны, но в их руках искусство утрачивает свой изначально реалистический характер.

Когда изображение существа становится идолом, то значит и совсем превращается во что-то отдаленное от реальности. У каждого народа по-своему деформированы специальные культовые изображения. Отсюда берутся устрашающие идолы ацтеков, грозные истуканы полинезийцев и прочие.

Но тенденция к схематизации была далеко не всепоглощающей. Наряду с ней продолжает развиваться реалистическая линия, осуществляемая в областях творчества, имеющих наименьшую связь с религией. Тем самым идёт создание предпосылки для товарного производства, что знаменательно переходом от родового строя к классовому обществу.

Происходит расцвет художественных ремесел. Схематизируя изображение, человек учится обобщать понятие линии как таковой. Без этих постепенно накапливающихся навыков был бы невозможен переход человека к новым художественным ценностям. В период неолита складывается окончательное понятие о ритме и композиции в искусстве.

Автор: Elisa Odair



Забронировать билет