1911 год.
Кража картины Леонардо Да Винчи "Мона Лиза".

21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра, итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей.
Годом раньше директор Лувра Теофиль Омоль (вскоре после кражи ушедший в отставку) заявлял, что покушение на «Мону Лизу» так же вероятно, как попытка похитить колокола собора Парижской Богоматери.
Цель этого похищения не выяснена однозначно. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привёз картину во Францию.
Поиски, предпринятые полицией, не принесли результата. Были закрыты границы страны, музейная администрация была уволена. Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления и позже освобождён. Пабло Пикассо также находился под подозрением.
Картину нашли только спустя два года в Италии - причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать их за оригинал. Перуджу, с одной стороны, хвалили за итальянский патриотизм, с другой - дали ему небольшой срок в тюрьме.


1966 год.
Кража картины Рембрандта "Портрет Якоба де Гейна III".

Эта картина одна из самых маленьких по размеру работ художника, с чем и связаны многочисленные попытки её воровства. Портрет носит прозвище «Рембрандт на вынос» (Takeaway Rembrandt), так как с 1966 года её крали 4 раза - это рекорд для живописи.

  • Обнаружена на скамье кладбища в Стрэтхеме, Англия.
  • Найдена на багажнике велосипеда.
  • с 14 августа по 3 сентября 1981. Возвращена, когда полиция задержала такси с 4 мужчинами, имевшими её при себе.
  • 1983 - вор спустился с потолка, разбив стеклянную крышу. Возвращена через три года, в камере хранения железнодорожной станции гарнизона британской армии в Мюнстере, Германия.

    Каждый раз картина возвращалась анонимно и никто не был обвинён или осуждён за её исчезновение.

1969 год.
Кража картины Караваджо "Рождество со святыми Франциском и Лоренцо".

В октябре 1969 года два вора вошли в алтарь церкви Святого Лоренцо в Палермо и вырезали картину "Рождество" из рамы. Эксперты оценили шедевр в 20 миллионов долларов.
В 2003 году полотно было обнаружено.
Как выяснилось, все 33 года картина украшала виллу главаря сицилийской мафии Джерландо Альберти. Один из арестованных мафиози признался на допросе, что многие годы "Рождество" украшало виллу главаря "коза ностры"


1974-2002 гг.
Кража картин из поместья Рассборо-Хаус под Дублином в Ирландии.

Хозяину поместья - баронету сэру Альфреду Бейту, одному из владельцев алмазной фирмы «Де Бирс», принадлежит одна из лучших в мире частных коллекций живописи старых мастеров.

Первая кража — апрель 1974 года. Вооруженная банда Ирландской республиканской армии из пяти человек ворвалась в дом Бейта. Банду вела Бриджет-Роуз Дагдейл - дочь директора страховой компании «Ллойд» и друга семьи Бейт. Налетчики связали чету Бейт и всех слуг, а потом поместили в грузовик 19 картин, в том числе самую ценную - «Даму со служанкой, пишущую письмо» Вермера. Через несколько месяцев Дагдейл взяли вместе с картинами в заброшенном коттедже. При аресте она оказала вооруженное сопротивление и получила девять лет тюрьмы. После тюремного заключения сменила имя и сейчас работает учительницей.

Вторая кража — май 1986 года. В два часа ночи сработала сигнализация. Сторож вызвал полицию, здание обошли со всех сторон, но ничего не заметили. Только наутро обнаружили пропажу 18 картин: в том числе опять Вермера, Гойи, двух Рубенсов и Гейнсборо. Ограбление совершила банда Мартина Кэхилла по прозвищу Генерал. Преступники специально вызвали срабатывание сигнализации. Затем понаблюдали, как полиция обыскивает здание, и влезли в дом в короткий промежуток времени между концом обыска и новым включением сигнализации. 7 картин полиция вскоре нашла вместе с брошенным автомобилем, остальные 11 ушли в «зазеркалье» преступного мира и были найдены много лет спустя.

Третья кража — июнь 2001 года. В 12.40 утра джип протаранил парадный вход в Рассборо. Трое грабителей в черных масках ворвались в дом. Там они похитили картину Беллотто и в третий раз «Портрет мадам Бачелли» Гейнсборо. Вся операция заняла три минуты. Картины через год нашли в Дублине.

Четвертая кража — сентябрь 2002 года. В 5 утра завыла сирена. Преступники выбили окно с заднего фасада дома. Украли 5 картин, в том числе картину Рубенса «Доминиканский монах». План сработал благодаря невероятной оперативности: несколько раз меняя машины, преступники оторвались от подоспевшей полиции. Через три месяца сыщики захватили все картины у перекупщиков в Дублине. С легкой руки Генерала ограбление Рассборо стало чем-то вроде обряда инициации для каждого нового главаря ирландской мафии.

Семья Бейт решила не испытывать судьбу и подарила большую часть картин Национальному музею в Дублине.


1985 год.
Кража картин из Музея Мармоттан в Париже.


Средь бела дня несколько вооруженных грабителей ворвались в музей и похитили 9 произведений. Среди них - легендарная картина Клода Моне «Впечатление. Восход солнца», давшая название всему направлению импрессионизма.
Она была найдена на Корсике только в 1990 году.


1989 год.
Кража картин из замка-музея Шарлоттенбург в Берлине.


3 сентября 1989 года завыла сирена в замке-музее Шарлоттенбург в Берлине. Пока охрана ошарашенно смотрела на пустую стену, где только что висели картины классика немецкого романтизма Карла Шпицвега «Бедный поэт» и «Любовное письмо», по залам к выходу катил в своей коляске «бедный инвалид». Под пледом у него были спрятаны обе картины общей стоимостью 2 млн долларов.
Картины до сих пор не найдены.


1990 год.
Кража картин из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер в Бостоне.


18 марта 1990 года музей в Бостоне был ограблен двумя неизвестными мужчинами. Воры похитили произведения искусства стоимостью 300 млн долларов.
В 1:24 ночи двое злоумышленников, одетых в форму полицейских, попросили охрану впустить их в помещение для срочного звонка. После того как двери вопреки правилам музея были открыты, преступники обезвредили охранников.
За 81 минуту, проведенную в стенах здания, им удалось вырезать из рам и вынести тринадцать экспонатов, включая бесценный «Концерт» Вермеера, три полотна Рембрандта (включая его единственный морской пейзаж), а также работы Эдуарда Мане, Дега и Говарта Флинка.
Это самое крупное ограбление музея в истории США, которое до сих пор остаётся нераскрытым.
Музей объявил о том, что выплатит вознаграждение в размере 5 млн. долларов за информацию, которая поможет в поиске похищенных полотен.


1991 год.
Кража 20 картин Винсента Ван Гога из Музея Ван Гога в Амстердаме.


Одним из самых «оптовых» похищений считается ограбление Музея Ван Гога в Амстердаме, когда было похищено сразу 20 его работ.
Воры проникли в музей среди ночи. Здание охранялось настолько плохо, что грабители позволили себе спокойно осмотреть экспозицию, выбирая, что именно взять. На это они потратили почти час. С места преступления они скрылись на машине охраны.
Общая стоимость похищенного была оценена специалистами более чем в 200 млн. долларов.


1994 год.
Кража картины «Крик» Эдварда Мунка из Национальной галереи в Осло.


В день открытия зимних Олимпийских игр в Норвегии из Национальной галереи в Осло было украдено одно из главных произведений экспрессионизма.
Всего за 50 секунд преступник вскарабкался по лестнице, выбил окно, снял картину ценой 75 млн. долл. и исчез. Сигнализация сработала, но похититель быстро ее отключил, а охрана музея, видимо увлеченная телетрансляцией открытия зимних Олимпийских игр из норвежского городка Лиллехаммера, просто проигнорировала сигнал тревоги. На месте преступления была найдена записка с благодарностью за плохую охрану музея.
Как заявляют в полиции, неизвестные требовали от властей за возвращение полотна $1 миллион. Однако деньги им выплачены не были.
Несколько месяцев спустя агенты Скотленд-Ярда, выдававшие себя за покупателей, арестовали грабителей. Один из преступников был бывшим профессиональным футболистом.
Случай в Осло стал самым громким выступлением представителя летнего вида спорта на зимней Олимпиаде.


февраль 1997 года.
Кража картины «Женский портрет» Густава Климта из галереи Ricci-Oddi.


В феврале 1997 года из галереи Ricci-Oddi в городе Пьяченца на севере Италии был украден «Женский портрет» Густава Климта, датируемый 1916-1917 годами. Кража совпала с ремонтными работами, когда многие картины были временно сняты с экспозиции. Полиция тогда не смогла установить, как воры сумели это проделать: вошли ли они через главный вход, или картина была украдена через окно в крыше при помощи крючка и лески или чего-то в этом роде. Осталась только рама с частичным отпечатком пальца.

Только сейчас, когда технологии анализа стали более совершенными, следователи надеются получить данные о ДНК с этого отпечатка, и получить по ним одного или нескольких подозреваемых. На момент кражи это было невозможно.

Работа Климта поступила в коллекцию галереи в 1925 году. Это слишком известное произведение, чтобы попытаться продать его; по одной из версий, это была кража по чьему-то заказу. «Женский портрет» Климта - одна из самых разыскиваемых картин в Италии.


1999-2000 год.
Кража картины Сезанна "Вид Овер-сюр-Уаз" из галереи в Оксфорде.


31 января 1999 года под шум фейерверков, которыми сопровождалось празднование нового тысячелетия, грабитель бросил дымовую шашку через световой фонарь на крыше музея Ашмолеан в Оксфорде в зал с картинами импрессионистов. Под прикрытием дымовой завесы, сделавшей бесполезными камеры слежения, человек в противогазе спустился по веревке вниз. Пока охрана вызывала пожарных и пыталась понять, что к чему, вор схватил пейзаж Сезанна стоимостью 4,7 миллиона долларов и исчез со своей добычей через крышу.





Забронировать билет