Графика, освоение безжизненной белой плоскости и её трансформация соответственно художественному замыслу, пожалуй, наиболее виртуозный и многогранный вид изобразительного искусства.

История его развития отображает не только переход художественного мышления от примитивных форм наскальных рисунков к тончайшему мастерству каллиграфии Востока, но и недвусмысленно указывает навозрастающую потребность творца и зрителя во все более изящных и сложных продуктах мышления и восприятия. Как это обычно случается в искусстве, ограничение, порой, играет весьма позитивную роль в расширении творческих возможностей, вынуждая творца к поиску неожиданных, неизведанных, более точных и более совершенных средств познания мира.

Как таковой, рисунок, лежащий в основе графики, приобрел свой нынешний вес в период Возрождения и окончательно трансформировался в отдельный вид искусства именно благодаря усилиям титанов Ренессанса, устремленным к научному познанию мира. Именно этот период превращает рисунок во многоцелевое орудие художника, используемое для изучения натуры и приёмов её изображения на плоскости, разработки научных основ изобразительного искусства, фиксации наблюдений и мыслей, подготовки к созданию масштабных произведений.

Рисунок является основой всех видов графики и изобразительного искусства, в целом. Обычно графическое изображение выполняется на листе бумаги, и для его создания художнику бывает достаточно простых средств — карандаша или шариковой ручки. В иных случаях он использует для создания своих произведений сложные приспособления: печатный станок, литографские камни, штихели для линолеума или дерева и многое другое.

А ведь изначально термин «графика» употреблялся применительно только к письму и каллиграфии, к искусству шрифта, непосредственно привязывающему его к развитию книгопечатания. Оттолкнувшись от шрифта, графика постепенно переросла в полномасштабное направление по оформлению книг, включая их иллюстрирование. Этот раздел графики, изобилует звучными именами: от Альбрехта Дюрера и Поля Гюстава Доре до Ивана Билибина и музы французского сюрреализма Леоноры Фини. На рубеже XIX и XX вв. книжная графика обретает второе дыхание в России. Меняется не только её художественная, но и эстетическая концепции. Подлинными реформаторами книжного искусства в России становятся петербургские художники объединения «Мир искусства» , которым наследует московское объединение «Голубая Роза», искусно вплетающая в русский узор восточные мотивы и превращающая произведения этого периода в уникальное явление русского изобразительного искусства.
    
Альбрехт Дюрер / Поль Гюстав Доре / Иван Билибин / Леонор Фини

В самостоятельную область графики так же выделяется плакат. Он, как правило, откликается на актуальные события своего времени, включая конкурсы, концерты и выставки. Среди основных видов плакатов выделяют политические, спортивные, экологические, рекламные, сатирические, просветительские, театрально-зрелищные и другие. Это относительно молодая область графики, которая сложилась в XIX в. как вид торговой и театральной рекламы (афиши Ж. Шере и А.Тулуз-Лотрека), а затем стала служить целям политической агитации (плакаты В. В. Маяковского, Д. С. Моора, А. А. Дейнеки в СССР и Т. Трепковского — в Польше).

Оперативность, множественность и выразительность делают графику ударным, демократичным и самым массовым видом изобразительного искусства. Недаром она была и остается сильнейшим оружием идеологической борьбы, которым пользовался еще Франсиско де Гойя в своих офортах и мастер политической карикатуры Оноре Домье в своих литографиях, не говоря уже о советских плакатах, среди которых немало подлинных шедевров, например, принадлежащих кисти основоположника жанра в Советской России Дмитрия Моора.
    
Ж. Шере / А. Тулуз-Лотрек / В. Маяковский / А. Родченко / Д. Моор / А. Дейнека

В Советской России графические работы также стали способом уйти от цензуры, так как во многих случаях служили художнику подготовительным материалом для работы с заказными живописными полотнами. Свои многочисленные идеи, порой более радикальные и свободные, художники так и оставляли карандашом или тушью на тетрадных и альбомных листах. И сейчас, являясь полноценными произведениями искусства, эти графические зарисовки, являются не только свидетелями сложных исторических процессов советского периода в истории русского искусства, но и своеобразными рассказами о неофициальном творчестве того или иного художника. В нашей галерее это прекрасно отображено в работах Евсея Решина, Инны Медниковой, Натальи Орловой, Евгения Расторгуева, Тамары Гусевой и других художников того времени.
    

Е. Решин / И.Медникова / Т. Гусева / Е. Расторгуев / Н. Орлова

Современная графика, охватывая все больше сфер человеческой жизни, породила новые ответвления в виде сложной компьютерной графики и стремительного развития графики промышленной. В произведениях современной промышленной графики одинаково важную роль играют шрифт, орнамент, различные рисованные (преимущественно символического характера) и фотографические изображения, цветовое и полиграфическое решения. Этот вид графического искусства берет начало от клейм и торговых марок, известных с глубокой древности. В процессе развития товарно-денежных отношений он формировался как специальная область художественной деятельности, подчинённая развитию производства и рынка, и окончательно сложился в конце 19 века, когда стали возникать коллективы профессиональных художников, специализировавшихся на рекламе и оформлении упаковок.

Сугубо потребительская атмосфера 21 века, тем не менее, не препятствует бурному развитию фантазийной, магичной и все более увлекательной сфере графического искусства, направленной на создание оптических иллюзий. Мир вплотную подошел к той грани, где реальность имеет все более размытые очертания, а художник все чаще и напористее стремится выйти за пределы плоскости в многомерность.



Забронировать билет